Бизнес-планирование – это процесс постановки целей бизнеса и методов их достижения, основанные на анализе внешней среды деятельности организации с учетом рисков деятельности данной организации и оформленный в единый документ – бизнес-план.

 

Примечание: процесс планирования (в общем понятии) является цикличным - под влиянием изменений факторов внешней среды, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации, должны корректироваться итоговые показатели деятельности.

 

Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

 

Бизнес-план является неким итогом процесса бизнес-планирования, но не является статичной единицей, то есть подвергается постоянной корректировке, как уже упоминалось в примечании.

 

Основные цели бизнес-плана:

 

-        Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.

-        Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.

-        Банк при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

 

Основные задачи бизнес-плана

Бизнес-план отвечает на следующие вопросы

Определяет конкретные направления деятельности фирмы.

Какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок.

Определяет целевые рынки и место фирмы на этих рынках.

Каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться.

Формулировка долговременных и краткосрочных целей фирмы, стратегии и тактики их достижения.

Какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта.

Определяет лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

Сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков.

Оценивает производственные и торговые издержки по их созданию и реализации.

Каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках.

Выявляет соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей.

Какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты.

Определяет состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.

Какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта.

Помогает оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

 

В некоторых классификациях выделяют следующие виды бизнес-планов:

 

1. Бизнес-план существующей организации. Это может быть как бизнес-план на получение кредита и/или инвестиций, так и бизнес-план по внедрению нового продукта и новых видов деятельности. Главная его особенность состоит в том, что он основан не только на начальном капитале (инвестиционном или собственном), а на имеющихся, на момент планирования результатах финансовой деятельности предыдущих периодов или так называемом «стартовом балансе организации». По содержанию в основном делается на тех условиях, для которых составляется, если для выпуска нового продукта при финансировании собственными средствами, то принимает вид технико-экономического обоснования, то есть в основном описывается точно процесс производства товара, оказания услуги выполнения работ, затрат на технический процесс, поясняется необходимость выпуска данного товара, услуг, работ и ожидаемые экономические результаты, на основании такого бизнес-плана руководство организации принимает решение о целесообразности выпуска нового товара, внедрения новой услуги и оказания работ. Бизнес-план, предназначенный для получения инвестиций и/или заёмных средств в основном составляется по требованиям инвестора и/или кредитного учреждения.

 

2. Бизнес-план по организации деятельности «с нуля». Прежде всего, это бизнес-план для получения инвестиций и/или кредита для организации деятельности. Главной особенностью данного вида бизнес-планов является то, что организуемая деятельность будет вестись на вновь создаваемой фирме. По форме содержания в основном носит общий характер о деятельности фирмы и исключает подробное описание технологического процесса производства продукта, оказания услуг. выполнения работ.

 

3. Инвестиционный план (проект). В предпринимательской среде бытует заблуждение, что инвестиционный план это и есть бизнес-план, и у такого заблуждения есть вполне объективные причины, действительно бизнес-план и инвестиционные план схожи своей структурой, но в мировой практике и уже прочно вошедший в российскую практику планирования инвестиционный план содержит инвестиционный меморандум, представляющий из себя документ для внешнего пользования, который должен продемонстрировать потенциальным инвесторам и кредиторам инвестиционную привлекательность проекта, предоставляет возможность проанализировать самые вероятные инвестиционные риски. Так же существуют и некоторые методологические различия, к примеру, бизнес-план в основном рассматривает только риски непосредственно предпринимательской деятельности в то время, как инвестиционный план рассматривает инвестиционные риски, то есть те риски, которые угрожают инвесторам, где подробно излагаются какие потери понесет инвестор, какую долю в случае ликвидации ему удастся вернуть, и какую прибыль сможет получить в случае если данных рисков фирма сможет избежать или минимизировать.

 

4. Инновационный бизнес-план это бизнес-план инновационного проекта. Отличается от обычного бизнес-плана тем, что в «инновационном» особое внимание уделяется описанию инновационности проекта, описанию команды проекта и защите объектов интеллектуальной собственности проекта.

 

Структура бизнес-плана

 

Структура бизнес-плана в российских нормативно-правовых актах никаким образом не стандартизирована, хотя имеются Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики РФ, в которых приведена структура бизнес-плана, данный документ существует с 2000 года, и конечно уже требует серьезной корректировки.

 

Дело в том, что с момента приватизации госкорпораций до недавнего времени государству было не интересно инвестировать бюджетные средства в проекты. Сегодня ситуация изменилась в сторону улучшения, и возможно в ближайшее время нас ждет стандартизация данного документа. Это связано, прежде всего, ростом инвестиционной и инновационной активности предприятий внутри страны и с ростом инвестиционной привлекательности российских компаний для зарубежного инвестора. Стоит отметить, что огромную роль в рывке к положительному движению экономики сыграло государство, организовав активную информационную кампанию по популяризации инновационной и инвестиционной деятельности, став инициатором появления региональных и федеральных инновационных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, наукоградов, академпарков. Основой функции данных учреждений является отбор наиболее перспективных проектов, для чего проводится оценка бизнес-планов.

 

Так как бизнес-план документ, не стандартизированный, на сегодняшний день, мы приведем в пример «общепринятую структуру», которая наиболее часто упоминается в разных учебно-методических источниках.

 

1. Резюме

 2. Характеристика предприятия

 3. Описание продуктов, услуг

 4. Анализ рынка (оценка рынков сбыта и конкурентов)

 5. Производственный план

 5. Инвестиционный план

 6. Обзор состояния отрасли

 7. Организационный план

 8. План маркетинга

 9. Финансовый план и показатели эффективности проекта

 10. Риски проекта и их минимизация

 11. Календарный план реализации проекта

 12. Приложения

 

У многих кредитных организаций и консалтинговых групп и иных организаций, таких как UNIDO (Организация Объединённых Наций по промышленному развитию), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), KPMG (KPMG Europe – аудиторская компания), BFM Group (Бюро финансового моделирования) существуют свои стандарты требования к структуре бизнес-плана.

 

Источники информации, используемые в статье:

 

1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

 

2. ru.wikipedia.org – свободная электронная энциклопедия.